Формула 1: волшебные звери, магические пятерки и другие мексиканские сюрпризы Posted on 31.10.2018 By admin Накануне Гран-при Мексики знаменитый Джеки Стюарт, тот самый, что назвал Северную петлю Нюрбургринга «зеленым адом», рассуждал о том, что, став пятикратным чемпионом мира, Льюис Хэмилтон сравнится по количеству титулов с Хуаном Мануэлем Фанхио и применительно к современным реалиям ни в чем ему не уступает. Я не хочу спорить с великим британцем, но, при всем моем уважении к Льюису Хэмилтону, его титулы стоят меньше крови и жизни, чем во времена Фанхио. Автоспорт стал безопасным, и каждый раз выходя на старт, пилот не идет на верную смерть. …Однако есть и еще одна вещь, которая прозвучала в интервью Стюарта и запомнилась: «…но будущее за Максом Ферстаппеном». В эти выходные на автодроме братьев Родригес Льюис Хэмилтон досрочно, равно как и в прошлом году, завоевал очередной титул. Пятый в своей карьере. Но победу в гонке одержал Макс Ферстаппен. Тоже пятую. Перед началом Гран-при организаторы мексиканского этапа попросили художника нарисовать «алебрихе» — волшебных зверей, символизировавших качества каждого пилота и охранявших его во время уикенда. Хэмилтон, например, получил странный гибрид льва, оленя и собаки, который олицетворял собой достоинство, защиту и лояльность. Серхио Перес — сочетание Королевского орла, льва и обезьяны, которые означали интеллект, справедливость и сопереживание; Сергей Сироткин — белого коня, собаку и льва, символизирующих величие, лояльность и силу. А вот Макс Ферстаппен — льва, собаку и белого лебедя (достоинство, лояльность и чистота). Судя по картинке, Red Bull и вправду окрыляет. В Мексике у Макса была идеальная возможность установить новый рекорд самого молодого обладателя поула и побить предыдущий рекорд Феттеля, установленный в Монце в 2008 году. И это почти что случилось. Но в последнем сегменте квалификации Риккардо ухитряется опередить его на 0,026 секунды и оказаться на поуле, отодвинув Ферстаппена на вторую позицию. В боксах Red Bull ликовали: когда еще им повезет занять весь первый ряд? Но Макс был мрачнее тучи и вовсе не радовался. Он прекрасно понимал, что фактически упустил свой шанс: ведь, имея за плечами уже четыре победы в Гран-при, он до сих пор так ни разу и не побывал на поуле. Конечно, у него впереди еще две гонки, но трассы, более подходящей Быкам, нежели автодром братьев Родригес, до конца сезона не будет, а в следующем году уже не будет рекорда. Макс решил наверстать упущенное в воскресенье. Отличный старт — и вот он уже в лидерах. Следом за ним — Льюис Хэмилтон, который прорвался на вторую позицию. Рвется вперед и Боттас — и он уже сражается за позицию с Риккардо, но тот не торопится уступать. Немного провалился на старте Себастьян Феттель, и ему приходится атаковать Боттаса, который на старте был сзади. В третьем повороте сражение между Боттасом и Феттелем обострилось до того, что затем у них даже был контакт, Боттасу пришлось уступить, слишком широко распустить машину и пропустить не только Феттеля, но и Риккардо. Своя борьба разворачивалась и в так называемой Формуле 1,5. В задней части пелотона произошел контакт между Хартли и Оконом — не слишком серьезный визуально, но вполне достаточный, чтобы оба пилота отправились на внеочередной пит-стоп. Хуже было то, что это контакт имел отдаленные последствия для Фернандо Алонсо, в машине которого застрял маленький кусочек от Force India Окона, и в итоге привел к сходу испанца на четвертом круге. Мексика — одна из самых непредсказуемых гонок сезона. Пожалуй, по неочевидности результата ее можно сравнить с Баку, но если в Азербайджане трасса располагает к неожиданным поступкам и решениями, т. е. играет роль человеческий фактор, то в Мексике ключевым моментом оказывается техника. Автодром братьев Родригес расположен на 2258 м над уровнем моря, что выше всех трасс в календаре Формулы 1. Это влияет сразу на три главных фактора функционирования машин Формулы 1: силовые установки, аэродинамика и шины. Что касается турбомоторов, то хоть они и теряют в мощности, но не настолько, как это было бы у атмосферников, ведь турбины компенсируют часть мощности, а гибриды вносят свою лепту. Тем не менее все же Мексика уравнивает соперников, и Ред Буллу уже проще состязаться с Mercedes и Ferrari, что они и доказали во время квалификации. Еще одна проблема — аэродинамика: все команды привезли аэродинамические обвесы в своей максимальной комплектации, но, по отзывам инженеров, и они работали крайне плохо. Но самым главным фактором непредсказуемости гонки стали шины. Мы помним, что в 2015-2016 годах, когда Формула 1 возобновила проведение Гран-при Мексики, команды тоже поголовно жаловались на резину, но тогда проблемы были те же, что и в Сочи: скользкая и гладкая трасса не позволяла пилотам как следует прогреть резину, а скользкий асфальт с низким коэффициентом абразивности приводил к низкому уровню сцепления. В 2018-м всё случилось с точностью до наоборот. Pirelli привезли в Мехико самые мягкие составы из всех имеющихся — суперсофт, ультрасофт и гиперсофт, и уже первые тренировки в пятницу показали, что самая большая деградация наблюдается у гиперсофта, и в реальности одного комплекта хватает на полноценную работу в течение всего одного круга. С двумя другими составами дела обстояли немного лучше, но все равно в своих прогнозах по шинной тактике сами же Pirelli предпочтительным считали вариант с двумя пит-стопами, причем гиперсофта в их предложении не было. Уже в пятницу стало понятно, что Mercedes не сумели устранить некоторые проблемы с машиной, несмотря на то, что стюарды легализовали на Мексику их решение по колесам, про которое я рассказывала вот здесь. В пятницу обе Серебряные стрелы выглядели довольно бледно — особенно на фоне Red Bull и Макса Ферстаппена, штамповавшего один за другим быстрые круги. Самое интересное, что в Топ-5 первой практики попали оба автомобиля Renault, но Нико Хюлькенберг, дабы развеять домыслы, сразу сказал, что это случайность и ничего более, и с топовыми командами им пока не сравниться. В субботу к квалификации ситуация в немецкой команде вроде бы выправилась, и Хэмилтон даже сумел показать третье время после двух Быков. Но в воскресенье история продолжилась, и даже активный старт не сумел скрыть те проблемы, которые вновь возникли на машине Хэмилтона: уже на восьмом круге его ультрасофт (правда, не новый) стал доставлять проблемы, а на 12-м круге оба Mercedes совершают двойной пит-стоп. Следом за ними на 13-м круге в боксы также один за другим заезжают два Ред Булла. При этом Ferrari остаются на трассе, но видно, что и у них намечаются проблемы, потому что Макс Ферстаппен, вернувшийся на трассу третьим следом за Феттелем и Райкконеном, начинает очень быстро сокращать расстояние, на 15-м круге атакует и обходит Кими Райкконена и быстро приближается к Феттелю, а еще через круг Кими обходят сначала Хэмилтон, а затем и Риккардо. Чтобы не растерять все свое преимущество, Ferrari зазывают в боксы обоих пилотов — и правильно: шины (так же использованные) уже окончательно деградировали. В результате Феттель возвращается на трассу четвертым, а Райкконен — шестым, после Боттаса. Во втором дивизионе — или в так называемой Формуле 1,5 — идет своя война. Там субботняя квалификация преподнесла несколько сюрпризов, и весьма неожиданных: так, например, Haas обеими машинами не смог пройти дальше первого сегмента квалификации, зато прошли оба Toro Rosso, а Фернандо Алонсо и вовсе занял 12-е место. Как выяснилось — несчастливое. Во втором сегменте квалификации получилось интересно: все три топовые команды выехали на трассу показывать лучшие времена на ультрасофте, чтобы на нем же и стартовать, игнорируя гиперсофт. Вообще это был самый популярный состав для старта — его выбрала большая часть пелотона. В третий сегмент прошли пять команд полным составом, и традиционные Топ-3 дополнили Sauber и Renault. Было понятно, что даже несмотря на некое сокращение разницы в мощностях двигателя им все равно не угнаться за Mercedes, Ferrari или Red Bull, но такой задачи и не стояло. Все основное сражение за очки в гонке разворачивалось между Renault и Force India, а вот у Haas дела обстояли неважно, и, судя по всему, после Мексики им придется окончательно забыть о борьбе за четвертое место в Кубке конструкторов — ведь теперь разница с Renault составляет 30 очков! В воскресенье Хюлькенберг был «лучшим из худших» до волны пит-стопов, но вот затем его позицию занял Серхио Перес. Перес проводил очень неплохую гонку, но, к сожалению, ему не повезло. Из-за проблем с тормозами на 41-м круге он вынужден сойти. С учетом сложностей с аэродинамикой у Окона (появившихся после контакта с Хартли, несмотря на замену переднего обтекателя), Эстебан тоже не мог претендовать на очки. Что касается головы пелотона, то еще перед стартом Льюис Хэмилтон сообщил, что в этой гонке он будет предельно осторожен, ведь главное — выиграть титул. Себастьян Феттель же пообещал, наоборот, атаковать изо всех сил. Мы знаем, чем заканчивались его атаки на прошлых гонках, но в этот раз он был неудержим. Впрочем, не более, чем Макс Ферстаппен, который ничего не обещал, а просто делал. Red Bull изначально нацеливался на стратегию с двумя пит-стопами — как и Mercedes. Стратегия Ferrari, похоже, строилась на одном пит-стопе, и Райкконен сумел ей соответствовать. Ферстаппен не щадил резину и, несмотря на призывы собственного инженера поберечь шины, продолжать ставить один рекорд круга за другим. Его отрыв от Хэмилтона постоянно увеличивался, а вот Феттель британца в свою очередь довольно быстро нагонял, и хотя между ними еще находился Риккардо, было понятно, что Даниэль тоже долго сопротивляться не сможет. Так и произошло. На 34-м круге Феттель, постоянно наращивая темп, обгоняет Риккардо, а еще через три круга — Хэмилтона. На Mercedes будущего пятикратного чемпиона явно серьезные проблемы — потому что очень скоро Льюис уступает и Риккардо, причем эффектно вылетев в траву и едва поймав машину. «У всех такие проблемы с резиной, как у меня?» — спрашивает он по радио. Похоже, что самый жесткий состав этого Гран-при суперсофт не оправдывает надежды Mercedes, и на 47-м круге Хэмилтон вновь сворачивает в боксы, чтобы переобуться в ультрасофт. А следом за ним и Феттель. Чуть позже "цыганочку с выходом" исполняет и Валттери Боттас — все точь-в-точь как в случае Хэмилтона и Риккардо, но только с Кими. У Боттаса резина в еще худшем состоянии — настолько, что он едва не долетает до стенки и становится единственным пилотом с тактикой трех пит-стопов — ультрасофт, суперсофт, ультрасофт, гиперсофт. Эта тактика приводит его на пятое место, позволяет установить самый быстрый круг в гонке и в то же время делает его последним круговым — давно ли было такое, чтобы пилот прошлогоднего победителя Кубка конструкторов и основного претендента в этом году становился круговым? Но самое большое разочарование ожидает Риккардо. Обладатель поул-позиции и явный претендент на подиум в гонке, он сходит за десять кругов до финиша из-за проблем с гидравликой. Таким образом, Макса Ферстаппена, второй год подряд выигрывающего Гран-при Мексики, на подиуме окружают пилоты в красных комбинезонах: Феттель второй, Райкконен третий. Льюис только четвертый, однако поставленную перед собой задачу он выполнил: его финиш не оставляет больше никакого сомнения в том, что он чемпион. Конечно, его болельщикам хотелось бы чего-то более блестящего под столь знаменательное событие, но Хэмилтон не будет рисковать ради синицы в небе. Титул это прежде всего расчет. Именно так сейчас и становятся пятикратными. Кажется, что судьба чемпионата в Мексике уже решена, однако победа Макса Ферстаппена и какая-то совершенно бледная концовка сезона у Валттери Боттаса подсказывают, что кое-что еще может измениться. Макса от Боттаса отделяют всего 11 очков, а от Кими Райкконена — 20. Сход Кими и еще одна победа Макса — и вот уже судьба третьего места может решиться в неожиданную сторону. Посерьезневший и резко прибавивший последние несколько гонок Ферстаппен вполне способен преподнести сюрприз под конец сезона. Ну а мы его очень ждем. Может быть весело. P. S. Рассказывая о Гран-при Мексики этого года, невозможно не упомянуть еще одну полнейшую неожиданность. Ею стала не победа Макса Ферстаппена, не сход Риккардо в конце гонки, не даже две последние позиции для Haas. Самый большой сюрприз приготовил Стоффель Вандорн, финишировав не просто в очках, а на восьмом месте, почти повторив свой результат прошлого года, когда он смог стать 7-м! Причем сделал он это на тактике с одним пит-стопом, сменив ультрасофт на суперсофт на 13-м круге и удержав комплект в рабочем диапазоне ни много ни мало, а 58 кругов по трассе. А помимо него на это оказались способны еще Хюлькенберг, Леклер и Эриксон, оказавшись благодаря такой тактике в десятке. Что касается Сергея Сироткина, то после штрафа в пять секунд, наложенного на Хартли за столкновение с Гасли во втором повороте первого круга, он поднялся вверх и занял 13-е место. Сам он остался доволен гонкой, рассказав, что в Мексике они сделали все, что возможно, и добились неплохих результатов. «Сегодня у нас сложилась очень хорошая командная работа, — отметил Сергей Сироткин. — То, как мы на протяжении 58 кругов управляли расходом основного комплекта шин, совершенно удивительно. За десять кругов до финиша резина у меня была по-прежнему лучше, чем у других машин. И мой темп был очень хорошим, гораздо выше, чем у автомобилей впереди. Я бок о бок сражался с Кевином (Магнуссеном), но режим виртуальной машины безопасности полностью сбил мой ритм — в этот период шины остыли и их эффективность пропала. На рестарте мне было сложно прогреть «основные» шины, потребовалось три круга, чтобы вновь вывести их в «рабочее окно». Я попытался обогнать Кевина, и мне понадобилось четыре круга, чтобы догнать машины впереди. На последних кругах я мог бы подобраться к ним ближе, но гонка закончилась. Мы проделали по-настоящему хорошую работу на последнем отрезке, но я разочарован, что не смог быть более агрессивным в финальной борьбе. В целом — смешанные чувства». Фото: из твиттера команд Больше новостей из мира автоспорта на моем Телеграмм-канале: t.me/first_place Источник: drive2.ru обзоры
На чем и куда ездят в провинциальной Африке. Фотоотчет. Posted on 06.11.2018 Начну свое маленькое повествование с того, что для всезнающих всезнаек, а также для любых других категорий, сообщу следующее. Текст ниже является результатом моих личных переживаний и не претендует на всеобъемлющее исследование Африки. Тем более, что в той Африке я был Read More
Анатомия сабвуфера. Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Black Hydra HGS-2521 Posted on 30.10.2018 Судя по всему, создатели бренда Black Hydra не просто решили ориентировать его на рынок SQ, а сразу взяли курс на его верхний сегмент. Усилители – на топовых комплектующих. Акустика – тоже со своими хитростями и с явным прицелом на опытных инсталляторов, умеющих оперировать Read More
Mazda 3. Mazda 6. Любовь к лучшему Posted on 30.12.2018 Mazda 3 и 6.Любовь к лучшему Знакомимся с Mazda 3 и 6 2017-го модельного года, а заодно оцениваем новые комплектации «трешки» и «шестерки», которые компания Mazda разработала специально для России24 февраля 2017текст: Михаил Ожерельев / фото: автора и Mazda / 24.02.2017 Mazda 3. Цена: от 1 169 000 р. В Read More