Skip to content
PRO Auto
PRO Auto
  • мото
  • авто
  • авто спорт
  • новости
  • тестдрайв
  • ремонт тюнинг
  • техника
PRO Auto

АКХ-60: Ненастоящий Венгр, или брат его меньший

Posted on 30.10.2018 By admin

Эта самодельная машина, прозванная "нано-Икарусом", никого не оставляет равнодушным: уж очень хорошо привычный облик "Икаруса" за авторством Ласло Финты лёг на компактный микроавтобус. И нет, это не эксперимент завода-изготовителя: эта машина обязана своим появлением лишь любви одного старого водителя автобуса к венгерской марке.

В советские годы легковой автомобиль был скорее роскошью, чем утилитарным средством передвижения. Отечественные автопроизводители поначалу были недостаточно продуктивны, чтобы насытить спрос, а нарастив мощности они перестали поспевать за спросом на экспортных рынках. Очереди на легковые автомобили тянулись годами, а цены на вторичном рынке многократно превышали отпускные цены на новые автомобили.

Выход из этой ситуации в советской стране был придуман гениальный: если человек очень хочет автомобиль, то он может сделать его своими руками! Так зародилось массовое движение самодельщиков «Самавто», поддерживаемое советскими газетами, журналами и телевидением. «Самавто» породило несметное множество оригинальных и удивительных конструкций – начиная от убогих тележек на базе мотоколясок, и заканчивая знаменитыми «Панголиной», «Юной» и «Лаурой».

Сзади АКХ-60 уже не так похож на »настоящий» Икарус

"Мини-Икарус", или самодельный автомобиль АКХ-60, построен жителем Нальчика, Качазумом Хачатуровичем Алхазовым. Качазум Хачатурович три десятка лет отдал работе водителем на "Икарусах", и очень полюбил венгерские автобусы — до такой степени, что захотел свой собственный "Икарус", для своей большой семьи.

Но в СССР частникам запрещалось владеть грузовиками и автобусами. Да что уж там — даже легковые универсалы распределялись в первую очередь на экспорт и организациям, оставаясь труднодоступным дефицитом для обычных граждан. Поэтому в 60 лет, выйдя на пенсию, Качазум Хачатурович заскучал, и принялся за постройку "Икаруса" своими собственными силами.

Облетевшая интернет десятки раз фотография — я рядом с АКХ-60. Снято после привоза машины в Москву. Рост на тот момент — примерно 185 см

Первый вопрос, который звучит от каждого, кто видит эту машину — "на чьей она базе?". Ответ на него не уложить в два слова: это вовсе не реконструированный РАФ, УАЗ или "Волга". В принципе "шасси" у АКХ-60, в традиционном понимании этого слова, нет. Микроавтобус выполнен с несущим каркасно-панельным кузовом, то есть не имеет рамы, а агрегаты размещены на прочном несущем основании — ферме, неотъемлимой части кузова. Сами агрегаты же — что называется, "сборная солянка" от самых разных советских автомобилей, автобусов и даже тракторов.

Работы по постройке автомобиля, начиная от закладки и до легализации машины в ГАИ заняли пять лет — с 1986 по 1991 год. В постройке "мини-Икаруса" значительно помогло прежнее место работы автора — ныне несуществующая нальчикская Автоколонна 1438. Ряд элементов машины, например, полностью оригинальное остекление, изготовлен именно на её производственной базе.

Все стёкла у мини-Икаруса из Нальчика — свои

Салон "нано-Икаруса" оснащён восемью пассажирскими креслами, позаимствованными у РАФ-2203. Пространство внутри подразумевает установку ещё нескольких кресел, но никто в здравом и нездравом уме не легализовал бы "самоделку" категории D — поэтому оставшееся свободное пространство в салоне отдано багажу, а под полом заднего свеса разместили топливный бак

Салон Мини-Икаруса с кофром моторного отсека по центру

Компоновка микроавтобуса, подобно "взрослому" Икарусу-260 — среднемоторная. Двигатель с коробкой передач расположены между осями. Мотор от "24-й" Волги скрывается под кофром, расположенным по центру пассажирского салона.

Рядная бензиновая »четвёрка» от ГАЗ-24. Советский ассортимент моторов не баловал разнообразием — это был »максимальный» доступный для »самоделки» мотор

Коробка передач и другие узлы трансмиссии – тоже от “Волги”, но с рядом авторских доработок. Например, кулиса и рычаги – позаимствованы у заднемоторного “Запорожца” семейства 968, а сцепление – у “Буханки” УАЗ-452.

Салон с открытым кофром мотоотсека

Кофр, конечно, мешает ходить по салону — зато обслуживание и ремонт можно проводить в тепле и под крышей. Да и такая компоновка была вовсе не авторским замыслом, а вынужденным решением. Первоначально автор планировал разместить двигатель в заднем свесе, но такую конструкцию "зарубила" бы специальная комиссия, дававшая "зелёный свет" самоделкам в ГАИ.

Видна горловина топливного бака, скрывающегося в заднем свесе

В кабине водителя — простенько, но, что удивительно, удобнее чем в РАФе — там передачи приходится переключать где-то за спиной, как в ГАЗ-66. Здесь же рычаг КПП находится под рукой — но видно, что место водителя "утрамбовано" в скромные габариты машины. Комбинация приборов — от ПАЗ-672, руль — от "24-й" Волги, вместо "бардачка" — корзина "для использованных билетов" из ЛиАЗ-677, а кран стояночного тормоза позаимствован у "взрослого" Икаруса.

Место водителя АКХ-60

Отдельная водительская дверь у АКХ-60, как и у большого «Икаруса» не предусмотрена. Во всём микроавтобусе есть лишь одна дверь, ведущая в салон – достаточно узкая и с двумя ступенями. Часть проёма входной двери «съедает» арка колеса – поэтому в самом низу дверь и ступени заужены. В корме ничего не открывается: задумано, что крупный багаж загружается в машину через салон, а мелкий – можно разместить в «подпольных» отсеках, запирающихся на специальный ключ, как у больших автобусов.

Входная дверь изнутри

Сдвижных форточек для естественной вентиляции салона всего две, по одной на борт – одна у водителя, а вторая, справа – сразу за входной дверью. Люков в крыше тоже нет. Из неудобств можно отметить разве что катастрофически низкий потолок: из-за того, что уровень пола поднят до двух ступеней, ходить по салону приходится, сильно пригнувшись. Впрочем, эта же проблема актуальна и для обоих поколений «РАФов», и для «буханки» УАЗ-452/2206 — то есть для всех советских микроавтобусов.

Заглянем "под брюхо" машины — здесь всё ещё интереснее. Передняя ось АКХ-60 позаимствована у заднеприводной "буханки" УАЗ-451. Такие машины небольшими партиями выпускали параллельно с полноприводными УАЗ-452 вплоть до начала восьмидесятых. Модель 451 сняли с производства в 1982 году ради расширения производства "452-х", да и большими тиражами никогда не производили — так что они были редкостью даже тогда, когда шло их серийное производство.

Передняя неведущая балка от УАЗ-451

Интереснее, что переднюю подвеску автор машины сделал пневматической — как у настоящего большого Икаруса. Правда, происхождение пневмоподушек, значительно сдавших с годами формой и духом, новые хозяева до сих пор не смогли установить…

Пневмоподушка передней подвески

В свою очередь задняя ведущая ось у самодельного микроавтобуса — от ГАЗ-21 "Волга", скомбинированная с чулками и картером от УАЗа. Реактивные тяги и втулки — самодельные, с применением тракторных компонентов.

Задняя ведущая ось — комбинация элементов от ГАЗ-21, УАЗа и трактора

Последнее, о чём следует рассказать, описывая машину — это об авторской символике. Подкова — символ города Нальчика; на языке ряда местных народов слово "Нальчик" как раз и означает "подкова", и подкова же изображена на гербе города.

Подкова — символ Нальчика

На радиаторной решётке шрифтом, подобным настоящим Икарусам, воспроизведены надписи "АС-1" (Автомобиль Самодельный Первый) и "АКХ-60" (Алхазов Качазум Хачатурович, 60 лет — его возраст на момент закладки автомобиля).

Самодельная машина больше 25 лет прослужила большой семье Качазума Хачатуровича: он вместе с братом Альбертом бережно эксплуатировал её в Нальчике, а позже подарил микроавтобус родственникам, в город Прохладный. Там, без присмотра автора, машина сломалась и встала на прикол — и вскоре появилась в продаже. В одно из её появлений на авито, когда цена стала неприлично низкой, я дал знать об этом одному московскому олигарху, собиравшему в ту пору коллекцию советских автобусов и самодельных автомобилей — и весной 2016 года машина переехала в Москву.

Мини-Икарус и обычный Мерседес ML

Но на московской земле дела у машины не наладились: олигарх так и не взялся за её ремонт, а вскоре полностью распродал свою коллекцию. Опять же, при моём активном содействии, машина уехала в Санкт-Петербург — к ребятам из RetroBus, Владимиру и Екатерине. Уже в северной столице "нано-Икарус" попал в по-настоящему добрые руки, и снова научился ездить после многолетнего простоя — в этом ребятам помог сотрудник музея ПАТ, Леонид kulibin-76. После ремонта эта машина изредка возит экскурсии под флагом RetroBus, и начала выходить "в люди": публичная премьера АКХ-60 в Питере состоялась на прошлогодней "Фортуне", а в этом году "мини-Икарус" набрался новых сил, и даже поучаствовал в параде ретро-транспорта.

Май 2018, Нано-Икарус выезжает на парад!

В планах новых хозяев — научить эту машину стабильно ездить, доработать конструкцию, и уже позже, по мере накопления ресурсов, привести её в глянцевый выставочный вид. Впрочем, даже с застарелыми шрамами "младший брат" мил и прекрасен)

Настоящий и Ненастоящий Венгры — АКХ-60 и Ikarus-260.50. По техпаспорту оба построены в 1991 году))

А автор самодельной машины, несмотря на почтенный возраст (ему уже 92 года), продолжает заниматься старыми автомобилями в Нальчике. Уже с помощью молодых помощников и товарищей он восстанавливает легковые автомобили из своего прошлого — "Победы" и "Волги". Пожелаем же ему крепкого здоровья и кавказского долголетия!

Мини-Икарус у маяка на территории форта »Великий Князь Константин», Кронштадт. 2017 год

И на этом на сегодня — всё. До встречи на следующей остановке! (=

Источник: drive2.ru

обзоры

Навигация по записям

Previous post
Next post

Related Posts

Новый Volkswagen Touareg, сколько стоит? Почему бу авто не дешевеют? Цены на новые Volkswagen.

Posted on 29.10.2018

Привет. Почему решил показать Вам именно новые авто, а не бу, как обычно? Всё просто, некоторые хорошие, купленные бу авто кажутся дорогими для многих. Люди застыли в 2011 году, когда новый Solaris/Rio стоил 400.000 рублей. За десять лет в России изменилось многое (кроме президента

Read More

Крайслер Нью Йоркер 1966. Продолжение авантюры. «Хрюня просыпается». Передние крылья и капот.

Posted on 16.12.2018

Крайслер Нью Йоркер 1966 хочет жить!) Всем привет! Как ваши дела, настроение?Надеюсь, что всё гуд!А настроение уже плавно настраивается на новогодний лад?Так?!Ну и правильно! … — "Солдат спит — служба идёт"!Так люди говорят. Вот и нас всё примерно также.Пока

Read More

Что страдает при езде по глубокому снегу в первую очередь

Posted on 24.12.2018

Материалы по теме Вытаскиваем автомобиль из кювета или сугроба Протяженность страны с севера на юг — около 4000 км, с запада на восток — почти 10 000. В России одиннадцать часовых поясов. В европейской части страны может быть тепло и дождливо, а где-нибудь

Read More

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Рубрики

  • авто
  • авто спорт
  • Без рубрики
  • другие новости
  • мото
  • новости
  • обзоры
  • разное
  • ремонт
  • тестдрайв
  • техника
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.