Skip to content
PRO Auto
PRO Auto
  • мото
  • авто
  • авто спорт
  • новости
  • тестдрайв
  • ремонт тюнинг
  • техника
PRO Auto

Самая массовая самоходка СССР: лучшая подруга пехоты

Posted on 29.10.2018 By admin

Почему не танк?

Су-76 переправляется через реку на пароме. Источник: mag-union.ru.Су-76 переправляется через реку на пароме. Источник: mag-union.ru.

Ценность танка как вида оружия — в массовом применении. Только будучи сведенными в отдельные быстроходные соединения, танки сыграют в полную силу. Их стихия — длительные марши, рейды по тылам, захват ключевых пунктов и формирование стенок котлов для пойманного в ловушку противника. В начале 1943 года советское командование решило использовать возможности танков по максимуму. Стали формироваться танковые армии нового штата — крупные маневренные соединения, идеальный инструмент для окружения противника.

Но была и обратная сторона медали. Новые соединения поглощали много танков, а это значило, что кто-то получит их меньше, чем мог бы. Этим «кем-то» были обычные стрелковые дивизии, которые встали перед перспективой расплаты за формирование танковых армий. Пехоте требовалось средство замены танка — простое, эффективное и не загружающее производственные мощности танковых заводов.

«Автомобильное» сердце

Сборка Су-76 на ГАЗе. Источник: avt.nn.ru.Сборка Су-76 на ГАЗе. Источник: avt.nn.ru.

Разрабатывать такое средство начали еще в 1942 году. Взяв за основу легкий танк Т-70, работавший на спарке двух автомобильных двигателей, конструкторы решали одну из важнейших проблем. Такая машина могла производиться на автомобильных же заводах — например, на ГАЗе, где уже делали те же легкие танки. А это значило, что наполнение танковых армий не оставит пехоту без поддержки бронетехники.

Но вооружение легкого танка — 45-мм пушка — было слишком слабым. Для поддержки пехоты требовалось что-то помощнее, чтобы обеспечить и сильный фугасный эффект, и возможность пробивать бронетехнику противника. Логичнее всего было сделать из легкого танка САУ, то есть заменить небольшую башню на неподвижную просторную рубку, а на освободившееся место поставить орудие посерьезнее. Им стала 76-мм пушка ЗиС-3, которую производили в том же Горьком. Казалось бы, все шло по плану…

Устройство Су-76: 1 — крышка трансмиссионного люка; 2 — воздухоочистители двигателей; 3 — коробка передач; 4 — главная передача с бортовыми фрикционами и тормозами; 5 — рычаги управления; 6 — спарка двигателей; 7 — ведущее колесо; 8 — бензобаки; 9 — ящики с инструментами; 10 — кормовая дверь; 11 — маховик поворотного механизма орудия; 12 — маховик подъемного механизма орудия; 13 — панорамный прицел; 14 — цилиндр наката орудия; 15 — цилиндр тормоза отката; 16 — уравновешивающий механизм; 17 — поперечная балка, к которой крепится орудие. Источник — voennoe-obozrenie.ru.Устройство Су-76: 1 — крышка трансмиссионного люка; 2 — воздухоочистители двигателей; 3 — коробка передач; 4 — главная передача с бортовыми фрикционами и тормозами; 5 — рычаги управления; 6 — спарка двигателей; 7 — ведущее колесо; 8 — бензобаки; 9 — ящики с инструментами; 10 — кормовая дверь; 11 — маховик поворотного механизма орудия; 12 — маховик подъемного механизма орудия; 13 — панорамный прицел; 14 — цилиндр наката орудия; 15 — цилиндр тормоза отката; 16 — уравновешивающий механизм; 17 — поперечная балка, к которой крепится орудие. Источник — voennoe-obozrenie.ru.

Но первоначальный вариант самоходки вышел «сырым». Первые Су-76, поставленные в войска в начале 1943 года, были крайне ненадежны. Во всем был виноват неудачный вариант спарки двигателей — они ставились не вдоль, а параллельно друг другу, что было в новинку для этих моторов. Схема еще не была отработана, и самоходки нещадно ломались. Попытки решить проблему ни к чему не привели, так что пришлось вернуться к «традиционной» системе спарки.

Потерянное время значило, что новые самоходки не насытят войска к Курской битве. Это разъярило вышестоящее начальство. Сильнее всех от его гнева пострадал главный конструктор самоходки Семен Гинзбург. За особое упорство в отстаивании оказавшейся бесперспективной схемы он был отстранен от конструкторских работ и отправлен на фронт — заместителем командира танковой бригады по технической части. Долго провоевать Гинзбургу не пришлось — 3 августа 1943 года он погиб под Курском…

Испытание делом

Временами Су-76 использовались для доставки раненых через опасные зоны. Источник: waralbum.ru.Временами Су-76 использовались для доставки раненых через опасные зоны. Источник: waralbum.ru.

Материалы по теме

Грузовики боевого назначения: гантраки в Афгане, Украине и Сирии

К концу лета 1943-го Су-76 серьезно модернизировали и запустили в по-настоящему массовое производство. Надежность достигалась не только за счет выбора другой спарки двигателей — было решено еще и облегчить машину. Пришлось «утончить» и без того слабую броню, а также отказаться от бронирования крыши и задней части. Последнее отразилось в одном из фронтовых прозвищ самоходки — «Голож*пый Фердинанд». Грустная ирония, конечно, отсылала к знаменитой немецкой САУ. «Фердинанд» походил очертаниями на Су-76, но был намного лучше защищен, так как относился к другому классу машин.

Не более приятным было и другое прозвище — «сука». Да, Су-76 не могла похвастаться серьезной броней. Но специфика применения ее и не требовала. Конечно, любая попытка возглавить атаку на этой самоходке терпела провал. Но САУ поддержки пехоты должна была находиться в 200–300 метрах позади наступающих войск, поддерживая их огнем. В этих случаях Су-76 были очень эффективны, становясь вечным спутником и помощником пехоты, которая предпочитала быть поддержанной такими самоходками, чем воевать в одиночестве.

Пехота и самоходки нуждались друг в друге. Первая получала непосредственную поддержку в бою — броневые машины могли двигаться за наступающими и поражать неприятеля прямой наводкой. А жизни экипажей Су-76, в свою очередь, зависели от пехотного прикрытия — вездесущие автоматчики защищали самоходки от «фаустников» и вражеских пехотинцев с ручными гранатами. Экипажи эту заботу ценили и стремились поддержать своих как можно более плотным огнем. Некоторые достигали в этом деле особых высот, умудряясь нагружать в рубку Су-76 почти в два раза больше снарядов, чем положено.

Пехота на броне Су-76, Германия, январь 1945 года. Источник: waralbum.ru.Пехота на броне Су-76, Германия, январь 1945 года. Источник: waralbum.ru.

Материалы по теме

Грузовики Великой Отечественной

Этим умения экипажей не ограничивались. Так, наводчик Су-76 Станислав Горский описывает ситуацию, когда его самоходке удалось подкрасться к старому немецкому форту. Из амбразуры бил пулемет, но не прицельно — Су-76 скрывалась за густыми кустами. Выстрелить и попасть из-за них было невозможно, но появление на открытом пространстве подставляло бы самоходку под огонь противотанковых орудий.

Экипаж принял правильное решение и очень профессионально реализовал его — взревев спаркой двигателей, Су-76 выскочила на открытое пространство. В распоряжении наводчика были считаные секунды, но они не пропали зря — Горский положил снаряд точно в амбразуру. Сразу после выстрела мехвод включил заднюю, и самоходка попятилась назад, скрывшись в кустах еще до первых выстрелов немецких пушек. Неприятельский пулемет замолчал, что дало шанс прячущимся в кустах автоматчикам. Совершив стремительный рывок, они захватили форт, показав отличный пример взаимодействия самоходчиков и пехоты.

Су-76 стала самой массовой САУ Советского Союза — было выпущено более 14 тысяч единиц. Без ее участия не обходилась ни одна крупная операция завершающего периода ВОВ, самоходки вносили свою лепту везде — от Румынии до Северной Норвегии и занятой японцами Маньчжурии. Но и это не был конец боевого пути — как минимум 75 машин были переданы КНДР, некоторые из них принимали участие в Корейской войне.

Самая массовая самоходка СССР: лучшая подруга пехоты

Текст: Тимур Шерзад

    Ваш автомобиль без гусениц? Дооснастите его цепями на колеса!

Самая массовая самоходка СССР: лучшая подруга пехоты

Источник: zr.ru

обзоры

Навигация по записям

Previous post
Next post

Related Posts

Позднеосенний Крым и Nissan X-Trail 2019

Posted on 20.12.2018

Пожалуй, все кто хоть немного интересуется автомобилями, уже в теме выхода обновленного Nissan X-Trail и прочитали и посмотрели всё, что могли. А кто-то, возможно, уже и лично затестил этот автомобиль в автосалонах официальных дилеров, ведь продажи уже начались. Но я никогда не

Read More

Что может произойти с французским фургоном Citroen в Японии?

Posted on 23.08.2019

Ничего хорошего 🙁 Нет, колеса не украли! Все гораздо интереснее. Мистер Иск из Осаки, являющийся большим поклонником французского стиля в автомобильном дизайне, выбрал в качестве базы для очередного безумного проекта культовый французский фургон Citroen HY Van

Read More

LADA XRAY Exclusive

Posted on 26.12.2018

LADA XRAY Exclusive.Апогей «Меню» популярного кроссовера LADA XRAY пополнилось комплектацией Exclusive, благодаря которой автомобиль существенно повысил свой имидж, став более стильным и благородным01 июля 2017текст: Игорь Кузнецов  /  фото: автора  /  01.07.2017 LADA XRAY Exclusive Цена : 805 900 руб. Старт

Read More

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Рубрики

  • авто
  • авто спорт
  • Без рубрики
  • другие новости
  • мото
  • новости
  • обзоры
  • разное
  • ремонт
  • тестдрайв
  • техника