Skip to content
PRO Auto
PRO Auto
  • мото
  • авто
  • авто спорт
  • новости
  • тестдрайв
  • ремонт тюнинг
  • техника
PRO Auto

Этап Чемпионата Мира по ралли WRC глазами простого зрителя. Часть 1. Ян Копецки, Skoda Fabia R5 и долгожданная победа

Posted on 31.10.2018 By admin

"Ваш почтовый адрес был выбран компьютером из тысяч других. Вы счастливчик, потому что поедете в качестве простого зрителя дышать пылью, мокнуть под дождем и месить грязь по колено на этап Чемпионата Мира по ралли в испанскую Каталонию. Вылет завтра утром." Письмо примерно такого содержания упало мне на почту, в графе отправитель – Skoda Motorsport. Вещи я собрал быстро…

В течение уикенда я как ужаленный метался между спецучастками, иногда пробегая пешком по 14 километров в день (шагомер насчитывал более 20 тысяч шагов), впитывал рев моторов, запах выхлопа и какой-то популярной среди местных агрокультуры, и фотографировал, фотографировал, фотографировал.

Аккредитации фотографа, дающей доступ к лучшим местам вдоль трассы, у меня не было, так что все снимки я делал с точек, доступных рядовым болельщикам.

В этой истории будет два поста — первый про Skoda и ее гонщиков, а второй — про особую дурманящую атмосферу этого вида спорта, побуждающую болельщиков со всего мира следовать за пелотоном WRC, как за гамельнским дудочником.

Поехали!

Немного о Skoda в ралли

История участия марки из Млада-Болеслава в ралли восходит к шестидесятым годам. На тот момент в компании уже строили самые быстрые на весь соцлагерь спортивные двухместные аппараты, вроде Skoda 1100 OHC. С развитием линейки компактных машин, ничем не напоминающих довоенных гигантов Laurin&Klement, и более отвечающих потребностям социализма с европейскими чертами лица, в Skoda переключились на ралли. Благо, для этого нужно было лишь слегка подготовить серийный автомобиль.

Octavia, 100MB, серии 110, 120 и 130 — каждая из моделей марки выходила на раллийные допы. В семидесятых-восьмидесятых годах, еще до падения Стены, в Чехии построили несколько чисто раллийных аппаратов. Например, 130RS и даже соответствующий требованиям легендарной группы B Skoda 130RL с продольно расположенным сзади (!) 1.3-литровым атмосферником, развивающим 130 л/с при 8000 об/мин.
Конечно, 130RS не мог тягаться с 450-сильными монстрами вроде Audi Sport Quattro S1 или Lancia Delta S4, но свои 220 километров в час набирал уверенно.

Потом — смена эпох и вхождение в группу Volkswagen. Новые модели, новые бюджеты и новые горизонты. Уже в 1994 на 110-сильном хетчбеке Favorit благодаря Павлу Сибере и Эмилю Тринеру выигран чемпионат WRC в двухлитровом зачете. В следующем году в классе Kit Kar поехала созданная при участии ветерана ралли Стига Бломквиста Felicia. Будучи специальным гостем на RAC Rally 1996 года, 50-летний пилот лично заехал на этой малышке третьим в общем зачете.

В конце девяностых началась эпоха Octavia WRC, и это были уже совсем другие бюджеты и масштабы. Имена пилотов говорят сами за себя — Бруно Тьери, Армин Шварц, Роман Креста, Тони Гардемайстер, Дидье Ориоль, Колин МакРей, Микко Хирвонен, Маттиас Экстром… Пожалуй, одним из самых малоизвестных пилотов Skoda был в те годы 20-летний чех Ян Копецки, начавший свою карьеру на кольце, пришедший в ралли в 2001 году и сразу ставший Чемпионом Чехии.

Успехи и мечты Яна Копецки

Первый выезд Яна Копецки в чемпионате WRC состоялся в 2002 году за чешскую национальную команду Matador. Один этап в Германии, на котором был зафиксирован сход. В 2003 году спонсором команды стала Skoda. Молодому гонщику удавалось раз за разом быть на тумбочке в чемпионате страны и периодически выступать в WRC — сначала на нескольких этапах, а потом и на большей из части. В 2006 году на частном хетчбеке Skoda Fabia WRС Копецки стал 15-м в общем зачете, в 2007 — двенадцатым.

В 2005 году "заводская" Skoda ушла из WRC, чтобы через три года вернуться в IRC вместе с Skoda Fabia класса Super 2000. В 2009 году Ян Копецки наконец-то стал заводским пилотом. Результат не заставил себя долго ждать — четыре сезона к ряду он завершал на второй строчке финального рейтинга. В 2013 году чех выиграл чемпионат Европы по ралли.

Далее — смена класса. На смену S-WRC с автомобилями S2000, появился WRC2 — и, соответственно, Skoda Fabia R5. За рулем полноприводного хетчбека с турбированным 1.6 оказывались один за другим подающие надежду гонщики — Эсапекка Лаппи, Понтус Тидеманд, Тиму Сунинен, Андреас Миккельсен, Николай Грязин. И, конечно же, Ян Копецки. В 2015 году в WRC2 он был восьмым, в 2016 и 2017 годах — четвертым.

Сезон 2018 года стал для 36-летнего пилота вершиной карьеры — победа на пяти этапах WRC2 и первое место на испанском этапе позволило ему впервые в жизни возглавить рейтинг Чемпионата Мира. Успешный финиш в Испании гарантировал бы ему победу в Чемпионате.

Cвоими глазами

Первый день ралли — шейкдаун, который я пропустил. Второй — грунтовые спецучастки. Зрителей в лучших местах осыпает камнями, накрывает облаками пыли.

Заметить на глазок разницу в скорости между WRC и WRC2 трудно, на 38-километровом СУ7 между стоящим на 14 позиции общего зачета Копецки и лидером, Латвалой, всего минута разницы. Отличается прежде всего звук — WRC заметно громче.

Как признает сам Копецки, "R5 — класс, ограниченный довольно строгими техническим ограничениями, и инженеры Skoda проделали огромную работу, чтобы сделать Fabia R5 такой быстрой. Fabia S2000 была ближе к группе А, и на ней было несколько веселее ездить. Fabia R5 ближе к группе N, то есть к стандартным автомобилям."

Тем не менее, в зачете WRC2 Skoda сейчас быстрее всех. Глядя на ювелирную точность, с которой едет Копецки, я понимаю, что это не просто фан, это работа и серьезное напряжение. И дело тут не только в конкуренции с пилотами других команд.

Съемка ралли в максимально неблагоприятных для этого условиях дала мне еще один повод впечатлиться работой следящего автофокуса Olympus OM-D E-M1 mark II. Работать этой камерой одно удовольствие не только в путешествиях.

Его напарник по команде Skoda, швед Понтус Тидеманд, моложе на 8 лет, и занимает вторую строчку рейтинга, уже имея в активе титул Чемпиона Мира (2017). Все таки, не случайно он пасынок Хеннинга Сольберга… Еще один пилот заводской команды чешской марки, финн Калле Рованпера, и вовсе 1 октября отметил свой восемнадцатый день рождения. При этом у него уже четвертая позиция в рейтинге WRC2.

Калле Рованпера едет в традиционном для финнов эффектном стиле

Другими словами, у молодых пилотов гораздо больше шансов перейти на класс выше, сменив команду. У Яна такой широты возможностей нет. На вопрос, когда мы снова увидим его за рулем автомобиля WRC, Копецки улыбается: "Конечно, я хотел бы снова выступать в WRC, но это зависит не только от меня — все решает начальство."

В скорости Рованпера не уступает пилотам WRC. Парню восемнадцать!

Тем временем, даже намеков на возвращение в WRC в Skoda не озвучивают. Участие в младшем классе больше соответствует стратегии марки – тем более, что этим путем идет теперь и Volkswagen, отказавшийся от WRC ради WRC2.

Сервисный парк

После всех СУ — обратно в сервисный парк. Возможность попасть в гараж — единственная привилегия, отличающая меня от простого зрителя, который, впрочем, может смотреть на то же самое от невысоких въездных ворот бокса.

Гигантское табло с цифрами, сложенными из крупных зеленых пикселей, показывает 75 минут — ровно столько времени есть у механиков, чтобы подготовить автомобиль к асфальтовым СУ следующего дня.


На этом видео — утренняя 15-минутная подготовка автомобиля

Ралли Каталонии уникально тем, что только тут грунтовые этапы сочетаются с асфальтовыми. Это значит, что в течение гонки гонщик управляет буквально двумя разными автомобилями — помимо клиренса, тормозов, шин и характеристик подвески, меняется характер управляемости автомобиля.

За один час и 15 минут механикам нужно установить другие пружины и амортизаторы, тормозные диски большего диаметра, другие диски и шины.

Но это еще не все — подошел ресурс и других агрегатов, поэтому за 75 минут механики меняют переднюю и заднюю подвеску в сборе с подрамниками, включая смонтированные на них задний дифференциал и рулевую рейку, а также коробку передач и сцепление.

Поначалу старший механик гоняет фотографов прочь из гаража, чтобы не мешались под ногами. Но уже через полчаса становится понятно, что ребята успевают с хорошим запасом — и меня пускают в гараж.

Skoda Fabia R5

На лицах механиков — чистая радость от работы отличным инструментом с гоночными машинами. Они хорошо понимают, как много от них зависит. Гоночные компоненты тоже выглядят отлично, деталями Skoda Fabia R5 можно любоваться вечно.

По сравнению с автомобилями WRC, в классе R5 у автомобилей больше серийных деталей. Например, силовая структура кузова тут стандартная, если не считать вварной каркас и переделки, связанные с установкой полного привода. Снаряженная масса — 1230 кг.

Под капотом — 1.6 литровый турбомотор с прямым впрыском, выдающий 285 л.с. и 420 Нм. Двигатель построен на базе 180-сильного 1.8 TSI EA888 для китайского рынка. Отличия от серийной версии, помимо сниженного объема — другой кривошипно-шатунный механизм, новый клапанный механизм, топливный насос высокого давления и форсунки повышенной производительности, модифицированная турбина от Audi S3 (давление до 2.5 бар, рестриктор 32 мм), а также доработанные и оптимизированные системы охлаждения и смазки.

Важная черта R5 — минимум электроники. Полный привод — постоянный, с самоблокирующимися механическими межколесными дифференциалами. Передний дифф расположен в одном корпусе КПП, задний подключается при помощи кардана. Межосевой дифференциал отсутствует, однако, есть дополнительное сцепление, размыкающую связь с задними колесами при рывке гидравлического ручника. Коробка передач – полностью механическая, секвентальная пятиступенчатая. Максимальная конструктивная скорость составляет около 200 км/ч.

Подвеска спереди и сзади — МакФерсон. Ступицы и кулаки впечатляюще масштабные, диаметр корпусов стоек внушает. Размер тормозных дисков для асфальта — 355 мм спереди и 300 сзади, для гравия — 300 мм по кругу. Соответственно, на асфальте используются 18-дюймовые колесные диски (ширина 8"), а на гравии 15-дюймовые (ширина 7"). Шины поставляет Michelin, правилами разрешено всего два компаунда — жесткие и мягкие.

Сзади в районе багажника располагается топливный бак объемом в 82.5 л. Конструкция бака непростая — он сделан из кевлара и стойкой к проколам самозатягивающейся резины. Также бак наполнен специальной пеной, предотвращающей перелив топлива. Снизу — дополнительный слой защиты из адсорбента и кевлара толщиной в 10 мм. Топливо — специальное гоночное, по стандарту FIA. Расход во время гонок составляет примерно 0.6 л на километр СУ, то есть, 60 литров на сотню.

Стоимость такого автомобиля составляет от 180 до 250 тысяч евро, то есть примерно вдвое дешевле S2000 и в разы дешевле WRC; на сегодняшний день это самый массовый и самый успешный спортивный автомобиль в истории Skoda – четыре с половиной сотни побед в различных этапах ралли на более чем двух сотнях выпущенных экземпляров.

Ралли под дождем

Всю ночь лил дождь, который не остановился и утром.

Асфальтовый день поснимать мне практически не удалось – погода и отсутствие аккредитации фотографа ограничивали выбор локаций.

Зато вымазался в грязи знатно, но об этом и других шикарных возможностях зрителя WRC — в следующем посте.

К вечеру распогодилось, и короткий городской СУ в Салоу прошел уже по сухому. На дистанции в два с половиной километра, первые двадцать человек — в семи секундах.

Сами заезды я осознанно пропустил — интереснее было посмотреть за эмоциями гонщиков перед стартом.

Копецки был немногословен — перекинувшись парой слов с Петтером Сольбергом, он попозировал мне для фото, сел в автомобиль и до старта СУ вышел из него лишь однажды — чтобы надеть шлем.

Казалось бы, не о чем волноваться. Разрыв между ним и Тидемандом в финальном рейтинге — всего 14 очков. В испанской гонке швед не участвовал, уступив место Рованпере. Но все равно что-то явно волновало чешского гонщика… Мысли о будущем?

Финальные СУ

Последний день гонки — холодный после ночного дождя асфальт горных серпантинов, пронизывающий до костей ветер. Пробиться в интересную для фотографий точку в окружении испанских болельщиков было непросто, о чем заранее намекали сотни запаркованных на серпантине автомобилей.

Так и есть — к ограждающему трассу периметру подойти не удалось. Снова карабкаюсь куда-то по грязи, падаю, пачкаюсь, режу руки о камни… Но найденный ракурс того стоит. На кругу гонщики задействуют ручник, и толпа взрывается громкими криками.

Итог этапа в WRC2 – первый Рованпера, второй Копецки, третий Петтер Сольберг, выступивший, похоже, ради поддержки проекта Volkswagen Polo R5. Еще до конца чемпионата, Skoda — победитель WRC2 в командном зачете, Ян Копецки — Чемпион Мира. Шампанское, овации, веселье.

А у меня в голове крутится мысль — интересно, смог бы талантливый чешский гонщик побороться с нынешней молодежью в WRC? Надеюсь, у него еще появится такая возможность. Ведь чудеса иногда случаются, не так ли?

Текст и фото: Артем Ачкасов, специально для Drive2.ru

Не переключайте канал — в следующем посте будут Лёб, Ожье, Сольберг и другие живые легенды ралли, а также мои впечатления от особой атмосферы этого невероятно крутого вида спорта. Буду рад вашим вопросам и комментариям.

Источник: drive2.ru

обзоры

Навигация по записям

Previous post
Next post

Related Posts

Тест драйв Audi A5 Sportback против Kia Stinger

Posted on 26.12.2018

Audi A5 Sportback против Kia Stinger.Совокупность свойств Это была чистой воды импровизация. Пустая, насколько видно глазу, и прямая как стрела загородная дорога, идеальный асфальт, две полосы. Не воспользоваться таким подарком было бы глупо. Параллельный старт Audi A5 Sportback и Kia Stinger. Кто

Read More

Тест-драйв Lexus IS 250

Posted on 26.12.2018

Lexus IS 250.Заносчивая личность Встречая долгожданную весну, мы решили сполна насладиться всеми прелестями уходящего зимнего сезона. Для этого нужны как минимум две составляющие: ледовый трек и азартное заднеприводное шасси. Выбирать локацию долго не пришлось: автодром

Read More

Porsche Panamera. Трио в одном

Posted on 30.12.2018

Porsche Panamera.Трио в одном В сентябре мы уже подробно рассказали о Porsche Panamera второго поколения. Поэтому не буду погружать вас в технические детали этого многомиллионного чуда, а выступлю последовательно в трех ролях — владельца, сидящего за рулем; владельца-пассажира,

Read More

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Рубрики

  • авто
  • авто спорт
  • Без рубрики
  • другие новости
  • мото
  • новости
  • обзоры
  • разное
  • ремонт
  • тестдрайв
  • техника