Испокон веков главными путями сообщения на Руси были реки: летом плавали на лодках, а зимой ездили по льду на санях. Первые участки протоптанных грунтовых дорог между крупными городами соседних княжеств, по которым мог проехать гужевой транспорт, стали появляться только к XV столетию. Наши предки в те времена при дорожном строительстве в лучшем случае ограничивалась локальным осушением полосы. Кое-где в заболоченных местах на подступах к городам в качестве покрытия использовали бревна и фашины — так назывались связки хвороста.
Идея связать обе столицы главной «Государевой дорогой», пришла в голову Петру I сразу после строительства Санкт-Петербурга. В 1711 году он велел создать проект «всесезонного гужевого тракта Петербург—Москва, который должен представлять собой ‘прямолинейный першпективный путь». В те времена Первопрестольную, Тверь и Новгород уже связывала почтовая дорога, но первый русский император задумал «выпрямить» старое направление и проложить максимально прямой тракт между двумя столицами, минуя Новгород.
Першпективный путь
Казны на столь дорогую затею не хватало, поэтому государь ввел натуральную повинность, согласно которой к работам привлекались все жители деревень, расположенных вдоль пути в зоне пятидесяти верст по обеим сторонам.
Главным стройматериалом было дерево, которое рубили тут же на месте. Первое дорожное покрытие Государевой дороги представляло собой мощеное бревнами полотно, которые фиксировались к земле специальными кольями по бокам и в середине. Сверху дерево покрывалось утрамбованными связками хвороста и засыпалось песком.
А.Рябушкин «Дорога» 1887
Такое покрытие доживало только до первой весны и при первом же паводке приходило в негодность почти на всем протяжении пути. В декабре 1722 году Сенат решил «мостить камнем по такому грунту, чтоб камень скоро не опадал и не делалось лощин и не повреждалась бы дорога». Это удалось воплотить в жизнь лишь редкими местами, и к завершению строительства в 1746 году основная часть тракта оставалась деревянной.
Вторая попытка
Достраивать дорогу пришлось императрице Елизавете Петровне, а спустя время за дело всерьез взялась Екатерина II. По ее высочайшему Указу в 1786 году была создана «Комиссия о дорогах в государстве», подготовившая проект «Об устроении дорог между столицами».
Стратегическая цель — полностью облачить Государев путь «в каменные одежды». Полотно укладывалось двухслойной конструкцией из нижнего уровня с щебнем размером «малого куриного яйца» и верхнего — из прочного каменного материала толщиной 5 — 10 см.
Но камень на среднерусских просторах оказался дефицитом, добыча и транспортировка валунов была крайне трудоемкой, в результате чего работы шли очень медленно. В XVIII веке проект так и не удалось завершить из-за нехватки средств вследствие начавшейся русско-турецкой войны. Из 700 верст камнем успели замостить лишь 130.
Источник: avtovzglyad.ru