Ралли-рейд «Шелковый путь».Отнюдь не шелковый… Posted on 26.12.2018 By admin Я уже дважды имел возможность убедиться в том, что трасса ралли-рейда «Шелковый путь» соответствует своему названию лишь с точки зрения исторических аспектов. Что же касается дороги… И вот сейчас у меня появилась возможность посмотреть, как эти дороги прокладываются: мне предложили присоединиться к группе генерального реконесанса трассы ралли. Эксперимент нельзя назвать «абсолютно чистым», так как с участниками реконесанса я встретился на заключительной части прокладки маршрута — им оставалось прописать длинное кольцо «Астрахань — Астрахань» и круг финишного спецучастка. И тем не менее впечатлений масса. Точка отсчета — бивуак в степи, где полным ходом шли ремонтные работы по замене рессоры на одной из Mitsubishi L200. Уже на прокладке маршрута достается не только людям, но и технике. Но если первые выдерживают, то «железо», пусть и специально подготовленное, нередко пасует. Пока гостеприимные хозяева бивуака угощают меня обедом, ремонт закончен, и мы отправляемся в путь. Только здесь, вдали от асфальтовых дорог, можно увидеть, как быстро меняются природные зоны: красивейшая в это время года степь, озера, контрастирующие своей живой водой с солончаками… И вдруг создается впечатление, что все, что ты видел прежде, было лишь миражом: впереди, насколько хватает глаз, желтые барханы песков. А на одной из дюн замер автомобиль разведчиков — очередная поломка. На этот раз не выдержало крепление стойки амортизатора. Подъезжаем. «Ну, чем тебе не пустыня Сахара», — улыбается, откручивая колесо, Сергей Таланцев. Сергей — известный гонщик, и весь свой колоссальный опыт он уже не первый год использует в реконесансе «Шелкового пути». И кто сказал, что пески — мягкая субстанция? Удары по подвеске автомобиля такие, что кажется, будто едешь по изобилующей ямами проселочной дороге. Едешь, пока машина не проваливается по ступицу колеса в песчаную ловушку. Езда в песках — это особое искусство, и многие гонщики говорили мне, что теоретических знаний здесь мало — нужно особое чутье. Уже к вечеру приезжаем на очередной бивуак, где нас ожидает вкуснейший ужин (просто дежавю по моим предыдущим поездкам на «Шелковый путь»). А мой собеседник — неоднократный победитель «Дакара» Пьер Лартиг. Последний раз я общался с Пьером в 1995 году в Санкт-Петербурге, где он был «проездом», участвуя в марафоне «Париж — Москва — Пекин» за рулем «камазовской» технички. И тогда Лартиг говорил о том, что ожидает очень много интересного в той части ралли-рейда, которая проходит по территории нашей страны. А сейчас известный гонщик прописывает трассу пятой редакции «Шелкового пути». И мой первый вопрос о том, что нового ожидает участников в нынешнем году? «Первое, что хочу отметить, — нынешний маршрут еще интереснее, чем прошлогодний. Он предполагает больше работы не только для пилотов, но и для штурманов. Вообще, успех в этой гонке будет целиком зависеть от того, насколько успешной будет совместная работа внутри экипажей. А еще участники удивятся обилию песка, — рассказывает Лартиг. — Что касается сложности маршрута, то, как бы сказал Роби Гордон, — это ралли не для девочек. Заметь, это выражение Роби, а не мое, но в этом контексте я американского пилота поддержу». Что да, то да — за семь дней гонки ее участникам на маршруте Москва — Астрахань предстоит преодолеть около 3000 км спецучастков! Для примера, дистанция special stages «Дакара» нынешнего года составила около 3500 км, но сама гонка была в два раза продолжительнее «Шелкового пути». А что касается песков, то первое знакомство с дюнами состоится уже на первом этапе Тамбов — Волгоград, добавив перчинку в классический российский лесной пейзаж. А что говорить о предпоследнем этапе Астрахань — Астрахань, на котором после микса из быстрых степных дорог, озер и солончаков экипажи в очередной раз столкнутся с песками, причем, самыми разнообразными. Беседуя со столь известным и авторитетным гонщиком, как Пьер Лартиг, я не мог не задать ему вопрос, не исчезает ли некая романтика автоспорта, и ралли-рейдов в частности, в связи с серьезным повышением мер безопасности (что, конечно же, правильно). «Ты прав в той части, что если автоспорт станет абсолютно безопасным, он потеряет интерес для определенной категории зрителей, которой импонируют не только борьба на трассе, но и аварии. Здесь так: то, что нравится зрителям, не очень хорошо для пилотов, — считает Пьер Лартиг. — А что касается романтики… В ралли-рейдах каждая гонка — это по-прежнему приключение, ежедневные новые открытия. Одни пески чего стоят: они постоянно меняются, и каждый раз нужно искать новый подход к их преодолению». Тем не менее, как и любой вид спорта, дисциплина ралли-рейдов подвержена переменам. «Безусловно, — продолжает Лартиг. — Этот спорт стал более профессиональным. Это касается и уровня подготовки техники, и кондиций пилотов, и, разумеется, организации соревнований. А также уровня безопасности. В качестве примера можно вспомнить, что раньше на трассе горело очень машин. Сегодня подобные ситуации сведены к минимуму». К нам с мисочкой дымящегося плова, приготовленного в полевых условиях бивуака, подсаживается Стефан Ле Баль, человек, который по праву считается одним из лучших в мире по качеству подготовки дорожной книги, которая поистине является путеводной звездой на любом ралли-рейде. «Пьер прав, говоря, что самым важным аспектом при подготовке трассы является безопасность, а спецучастки здесь по-настоящему марафонские, — подключается к разговору Стефан. — Поэтому я стараюсь делать дорожную книгу как можно более точной. К примеру, на одном из спецучастков протяженностью 480 км в моей тетрадке отмечено около 575 позиций! Нам важно избежать ловушек, которые могут оказаться на пути гонщиков. И еще. Нужно реально оценить уровень опасности и для заводских экипажей, которые поедут очень быстро, и для любителей, скорость машин которых не столь высока. Вот посмотри (Стефан отрывается от ужина и приносит тетрадь с заметками): эту отметку я сделал специально для экипажей грузовиков, так как на этом участке очень большой уклон дороги — водители автомобилей его могут просто не заметить, а для «камионов» он может оказаться критическим. Во время реконесанса мы должны ехать достаточно быстро и по траектории трассы, и по срезкам — только так мы сможем понять характер дороги, которую участники будут проходить в гоночном режиме». «Ралли-рейды действительно меняются, — вступает в разговор Пьер Лартиг. — Во времена, когда выступал Тьери Сабин, штурман мог прочитать: “100 километров, как видишь». А на этом ралли Стефан по числу позиций в дорожной книге бьет все рекорды». Ранний подъем, завтрак и снова в путь. И уже знакомая картина: разноцветье весенней степи, а на горизонте желтая полоса песков. Перед тем как отправиться в дюны, обязательная процедура — снижение давления в шинах. «Сейчас понижаем до 1,5 бар», — рассказывает исполнительный директор «Шелкового пути» Сергей Гиря. Упоминать о славном спортивном прошлом Сергея излишне — только гонщик с большим опытом может достойно справиться с прокладкой маршрута для своих «товарищей по цеху». «Про характер песков можно написать отдельную книгу — настолько они разные, — продолжает он. — И иногда давление в шинах в одну или две «десятки» может стать решающим между победой или поражением. На «Шелковом пути» это умение крайне важно: в нынешней редакции из 3000 километров спецучастков 950 — песчаные дороги». А интуицию все равно нужно иметь — атаковать ли дюну «в лоб» или пытаться протиснуться в игольное ушко между барханами? И не всегда прямая здесь оказывается самым коротким путем. При этом надо не только пройти спецучасток от старта до финиша, но и найти контрольные точки, умело спрятанные организаторами… Постепенно усиливается ветер, горизонт затягивается серо-желтой пеленой — это песчаная буря. Стоит выйти из машины, и оказываешься во власти песка: он снизу, сверху и вокруг тебя, он попадает в глаза и скрипит на зубах. Фотографировать это природное явление у меня нет желания, так как абразив песчаной пыли — смерть для камеры. Машины вязнут в песке, постоянно востребован буксирный трос. Перед нами встает дилемма: пробиваться дальше с участниками реконесанса, рискуя при этом опоздать на самолет, или возвращаться в лоно цивилизации? Душа требует продолжения приключения, но здравый смысл побеждает. Мы разворачиваемся по направлению к трассе, ведущей в Астрахань, а автомобили разведчиков скрываются из виду в песчаной круговерти. Реконесанс ралли-рейда «Шелковый путь — 2013» на тот момент еще не был закончен… Я бы стартовал… Бокал красного вина, французский сыр и замечательный французский прононс. Нет, это не кафе на Монмартре. Вокруг степь с трещащими цикадами, рокот дизель-генератора, да и вино не в бокале, а в пластиковом стаканчике. А вот сыр и прононс настоящие, французские. И мой собеседник — легендарный гонщик Пьер Лартиг. Пьер, остались ли в Вашей богатой спортивной биографии нереализованные мечты? Я очень хотел бы проехать ралли за рулем гоночного КамАЗа. На марафоне «Париж — Москва — Пекин» я управлял КамАЗом, но это была техничка. Я даже не спрашиваю о желании проехать по трассе, в подготовке которой Вы принимаете непосредственное участие… Разумеется! Взял бы мой старенький желтый Citroen, или лучше багги, а штурманом — Стефана Ле Баля… Даже при прописке трассы я получаю огромное удовольствие, особенно когда проверяю то, что записал Стефан: я не боюсь пройти поворот в заносе, не боюсь нажать на газ при выходе из поворота. Я уверен в дорожной книге, уверен в отсутствии сюрпризов на трассе! Ралли-рейды — весьма специфическая дисциплина. Как обстоят дела с их популярностью в мире? Нужно учитывать, что сейчас экономическая ситуация в Европе, и в частности во Франции, не самая лучшая. На проведение гонок нужны бюджеты, которые все труднее выделять. Поэтому и наблюдается тенденция снижения популярности. А вот в Латинской Америке, России и даже в Китае интерес растет. Я уже не говорю об Абу-Даби и Катаре, где нет проблем с финансированием. Достаточно посмотреть списки участников, в которых значатся гонщики со всего мира, а не только европейцы, как раньше. Повлияло ли на развитие всей дисциплины то, что «Дакар» ушел из Африки? Лишь в какой-то мере. В первую очередь изменился сам марафон. На африканской гонке можно было проехать сотни километров и не встретить людей. Потрясающее впечатление! А сейчас в Южной Америке мы словно попадаем на этап WRC: люди стоят на каждом повороте. Не заблудишься — можно ехать туда, где стоят зрители. Лично мне очень не хватает Африки, но гонка ушла оттуда по объективным причинам: если нет гарантии безопасности, то компании-производители не хотят вкладывать в проведение этого ралли деньги, а страховые компании страховать риски. Если вернуться к вопросу, то с уходом «Дакара» из Африки дисциплина продолжает жить, а вот уровень безопасности значительно возрос. Кстати, на «Шелковом пути» тоже можно проехать приличное расстояние и не встретить ни души. Да и по многим факторам сравнение «Шелкового пути» с африканским «Дакаром» имеет под собой почву. Вопрос, возможно, риторический, но можем ли мы сравнить тенденцию развития ралли-рейдов с тем, как развиваются чемпионаты мира, проходящие под эгидой FIA? Ты имеешь в виду «Формулу-1» и WRC? Нет, сравнивать нет смысла — это три абсолютно разные дисциплины с разными концепциями развития. Что касается ралли-рейдов, то для прогресса этой дисциплины необходим грамотный промоутер. Если такой появится, то найдутся и партнеры, с приходом которых активизируются и средства массовой информации. И только при таких условиях появится возможность провести чемпионат мира по ралли-рейдам — сегодня мы имеем лишь Кубок мира. Но в FIA этим вопросом серьезно занимаются. Источник: 5koleso.ru авто спорт
Даниил Квят: Брал бы в свою музыкальную группу Кими Райкконена и Валттери Боттаса Posted on 25.09.202025.09.2020 Русский гонщик Даниил Квят в рамках платформы F1 Tracks составил плейлист для Гран При Рф Формулы 1, куда вошли его возлюбленные треки. Выборка Даниила включает эклектичный микс хитов от 20 разных исполнителей, включая песню Metallica «Whisky in the Jar», «Crazy Train» Оззи Осборна и Read More
Гран-при Испании.Свободные заезды и квалификация Posted on 26.12.2018 Чемпионат мира в гонках «Формулы-1» переместился в Европу, и был, впервые с осени 2008-го, отмечен знаковым событием – внутрисезонными тестами Дискуссий о том, насколько трасса в Муджелло подходит для полноценной тестовой работы, было много, но сам факт необходимости таких Read More
FIA WEC — 2018. Курс на «Ле-Ман» Posted on 26.12.2018 Российская команда SMP Racing открыла суперсезон гонок на выносливость FIA WEC шестичасовым этапом на знаменитой бельгийской трассе Спа-Франкоршам. Попросите любого пилота-кольцевика назвать любимые гоночные трассы, и этот автодром наверняка окажется среди «самых-самых». Read More