Ралли в Финляндии 2016 — World Rally Championship Posted on 26.12.2018 By admin Выхватывать из контекста чемпионата мира по ралли его отдельные этапы далеко не всегда оправданно. Но есть ряд исключений, и одно из них — это ралли Финляндии ДЕЛА МИНУВШИХ ДНЕЙ Действительно, причин обратить особое внимания именно на этот этап World Rally Championship предостаточно. Во-первых, гонку по дорогам страны Суоми (ее история началась в 1951 году, когда это ралли стало финским этапом «звездного» сбора перед ралли Монте-Карло) можно было бы назвать завсегдатаем чемпионата мира по ралли, если бы не небольшой пробел: ралли с романтическим названием «1000 озер» принимает сильнейших раллистов мира с 1973 года — именно тогда стал определяться чемпион мира в зачете пилотов. Но в 1981 году на одном из спецучастков Audi Quattro под управлением австрийца Франца Виттмана вылетел с дороги прямо в группу функционеров FIA. К сожалению, эта авария не обошлась без жертв. А ралли «1000 озер» вернулось в календарь чемпионата мира лишь в 1988 году. Но с тех пор эта гонка не подвергается существующим правилам ротации этапов и ежегодно является украшением чемпионата мира. А еще ралли «1000 озер» (в 1994 г. это название в честь титульного спонсора трансформировалось в Neste Rally Finland) долгое время считалось вотчиной исключительно финских гонщиков. Так, с 1973 до 1990 года бал здесь правили скандинавы. Причем гегемония непосредственно финских гонщиков прерывалась лишь дважды, когда победителями становились шведы: в 1971-м победителем стал Стиг Бломквист, а в 1989-м — Микаэль Эриксон. А вот первыми «не скандинавами», промчавшимися по коварным финским дорогам быстрее хозяев, стали Карлос Сайнц и его штурман Луис Мойя. Через год почин испанцев поддержал француз Дидье Ориоль, но затем Юха Канккунен, Томми Мякинен и Маркус Гронхольм уверенно восстановили статускво и поддерживали реноме финнов вплоть до 2008 года, позволив лишь однажды, в 2003-м, взойти на высшую ступень пьедестала эстонскому раллисту Марку Мартину. А вот с 2008 по 2015 год первые места разыгрывались исключительно между финнами и французами. Трижды здесь побеждал Себастьян Леб, а в прошлом году самым быстрым был соотечественник девятикратного чемпиона мира Себастьян Ожье. Что касается финнов, то трижды отмечался здесь победами нынешний пилот команды Volkswagen Motorsport Яри-Матти Латвала, и однажды первенствовал Микко Хирвонен. А. Миккельсен финишировал на 7-й позиции ЛЕГКО ЛИ ДЕЛАТЬ ПРОГНОЗЫ? Спросите у любого любителя спорта, кто победит в соревнованиях, и я уверен, что большинство скажут, что прогнозы — вещь неблагодарная. И тут же попытаются сделать прогноз. Разумеется, в каждом виде спорта есть записные лидеры, и их шансы на успех наиболее вероятны. В принципе, ралли исключением не является, но здесь весьма велик элемент случайности. Особенно в таких гонках, как ралли Финляндии. Высочайшие скорости, коварные трамплины и многочисленные закрытые повороты предъявляют особые требования к мастерству водителя и качеству стенограммы. И еще в ралли есть немало нюансов. А знаете, кого назвал шеф Volkswagen Motorsport Йост Капито наиболее вероятным победителем ралли Финляндии накануне нынешней гонки? Своих подопечных, трехкратного чемпиона мира Себастьяна Ожье или хозяина этапа Яри-Матти Латвалу? Отнюдь нет. Йост сказал, что с большой долей вероятности это ралли может выиграть Крис Мик! Неожиданно? Капито — человек мудрый, но он не ссылался на свой дар оракула, а достаточно аргументированно обосновал свое утверждение. Во-первых, нынешнее правило порядка стартов на спецучастках ралли чемпионата мира явно направлено на то, чтобы максимально нивелировать превосходство действующего чемпиона мира. А посему в этом сезоне Себастьяну Ожье приходится в первые два дня ралли стартовать первым, что на гравийных этапах ставит его в заведомо невыгодное положение. Были даже разговоры о том, что если нынешнее правило по определению порядка стартов сохранится, то Себастьян Ожье может завершить карьеру. А ведь и правда, определенные основания для подобного решения есть. Себастьян начал сезон с побед в Монте-Карло и Швеции, а затем как отрезало: были подиумы в Мексике, Аргентине, Португалии, Италии, очки в Польше, но побед не было. Во-вторых… В принципе, можно перечитать пункт «во-первых», так как по мнению того же Йоста Капито стартовая позиция Криса Мика в Финляндии была наиболее предпочтительной: британец стартовал восьмым и мчаться ему предстояло по расчищенной трассе. Да, в этом сезоне Крис выступает не по полной программе. Да, Citroen DS3 WRC по техническим кондициям объективно уступает VW Polo R WRC, а «двойные шевроны» в 2016-м официально представлены не заводской командой, а коллективом Abu Dhabi World Rally Team… В то же время Крис Мик уже неоднократно доказывал, что и на этой технике он способен побеждать. Победитель в WRC2 Эсапекка Лаппи и его группа поддержки И ГРЯНУЛ БОЙ «Формула-1 в лесу», «Большой приз Ювяскюля», «Ралли 1000 трамплинов»… Какими только эпитетами не награждали ралли Финляндии! И все они соответствуют действительности. Гонка на высочайших скоростях и без права на ошибку. При этом прогноз Йоста Капито начал сбываться буквально с первых спецучастков. В первый день ралли открывалось коротким, 2,31-километровым зрительским спецучастком, самым быстрым на котором был эстонец Отт Тянак из команды DMACK Ford. Кстати, Отт едва не сотворил сенсацию тремя неделями ранее на ралли Польши — тогда прокол колеса на последнем спецучастке не позволил ему одержать победу. При этом Тянак неоднократно отмечал, что события польской гонки он уже забыл и полностью сконцентрирован на борьбе за победу в Финляндии. Но первый день ралли Финляндии был лишь разминкой, а настоящая гонка началась на следующий день. Тут-то и начали сбываться прогнозы Йоста Капито: Крис Мик закончил этот день с лучшим результатом, а Яри-Матти Латвала, рекордсмен по числу стартов в WRC из присутствующих на этой гонке пилотов, уступал Крису 18,1 секунды. Дальше разрывы с лидером выглядели впечатляюще: Тьерри Невиль (Hyundai Motorsport) отставал более чем на 44 секунды, Андреас Миккельсен из Volkswagen Motorsport II проигрывал больше 45 секунд, а коллега Мика по команде Крэг Брин — больше 53 секунд. А что же Себастьян Ожье? Увы, надежды француза на успех в этом ралли рухнули за три спецучастка до окончания второго дня ралли, когда его VW Polo R WRC вылетел в канаву. Немногочисленные зрители, находившиеся в том месте, с трудом смогли вернуть автомобиль на дорогу, но этот инцидент стоил Себастьяну 16 минут и потери всех шансов на приличный результат. Две Юли. Отдел коммуникаций VW Motorsport в надежных руках Третий день Neste Rally Finland стал знаковым во многих отношениях. Крис Мик по-прежнему продолжал лидировать, но при этом постоянно говорил, что самая сложная задача — контролировать темп. Это были не дежурные слова, так как еще совсем недавно руководство Citroen как раз и упрекало Криса в отсутствии стабильности: за взлетами ирландца неоднократно следовали досадные аварии. А еще в программе этого дня значился культовый спецучасток финского ралли — Ouninpohja. И если результаты его первого прохождения были отменены из-за серьезной аварии итальянца Лоренцо Бертелли, в которой пострадал штурман Симон Скаттолин, то на втором прохождении Ouninpohja Крис Мик был самым быстрым, выиграв здесь у Яри-Матти Латвалы 5,8 секунды. «Это какое-то сумасшествие! — радовался Крис Мик. — Финляндия — колыбель ралли, а Ouninpohja — это Святой Грааль среди спецучастков! Я наслаждаюсь гонкой, словно ребенок, получающий удовольствие от игры!» Под впечатлением от своего выступления на Ouninpohja был не только Крис Мик. В одном из официальных пресс-релизов даже появилась фраза, что Яри-Матти Латвала был деморализован Миком атакой на знаменитом спецучастке. Возможно, пару-тройку лет назад Яри-Матти и бросился бы в ответную атаку с «шашкой наголо», но сегодня свой прежний юношеский максимализм пилот Volkswagen Motorsport с успехом заменил реальной оценкой ситуации. Но и на этом интересные события предпоследнего дня гонки не закончились: на третье место в общем зачете вышел Крэг Брин. Для чемпиона мира среди юниоров нынешнее ралли Финляндии стало всего четвертым выступлением за рулем автомобиля WRC, и именно сейчас для него наступал некий момент истины. ПО ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ Перед стартом заключительного дня ралли ситуация в турнирной таблице складывалась весьма любопытная. Мик имел преимущество перед Латвалой в 41 секунду. Целая пропасть? С одной стороны, да. Но с другой, этот отрыв вполне может нивелировать одно путешествие за пределы трассы, о пробитом колесе я уж и не говорю. Тем не менее тактика этой дуэльной пары была понятна: Крис Мик будет контролировать ситуацию, благо стартует он сразу после Яри-Матти, а Латвала будет уповать на ошибку Мика, помня о нестабильности ирландца. При этом Латвала высоко оценивал выступление Криса на этом ралли: «Я старался изо всех сил, но что-либо противопоставить его скорости не мог. Скорее всего, в Citroen что-то исправили». За спинами лидеров битва предполагалась нешуточная. Третью позицию занимал Крэг Брин, но в 9 секундах от него был Отт Тянак, в 15,5 — Тьерри Невиль, в 18 — Хайден Пэддон, в 20,5 — Мадс Остберг. Правда, в заключительный день ралли его участникам предстояло преодолеть чуть меньше 40 «боевых» километров, но и они стали настоящим испытанием для нервной системы 26-летнего ирландца Крэга Брина! В том, что его соперники будут атаковать на пределе, сомневаться не приходилось. Вот только где тот самый предел? Первым перешел эту тонкую грань Отт Тянак, отправивший свой Ford Fiesta RS WRC в канаву. Зато пара из Hyundai Motorsport, Невилль и Пэддон, действовала безошибочно, все ближе подбираясь к позиции на подиуме. Но, как уже было сказано, дистанция для борьбы в заключительный день ралли Финляндии составляла всего четыре десятка километров. На финише Крэг Брин, опередивший на 4,6 секунды Тьерри Невиля и на 6,9 секунды Хайдена Пэддона, расплакался! С окончанием гонки молодой ирландец эмоционально был просто опустошен. А его более опытный соотечественник Крис Мик тактически верно довел гонку до победы, став первым британским триумфатором этого потрясающего ралли. «Вишенкой на торте» стал установленный Миком рекорд средней скорости для этой гонки, который теперь равняется 126,6 км/ч, что на 1,2 км/ч выше результата, показанного в прошлом году Яри-Матти Латвалой. И как же был прав Йост Капито, столь высоко оценивший шансы Криса Мика накануне ралли! В сервисном парке в Ювяскюля благодарные соотечественники встречали занявшего второе место Яри-Матти Латвалу словно героя. Конечно, третья подряд победа на родной земле была бы лучше, но и место на подиуме в этом сложнейшем ралли дорогого стоит. И вообще, финские болельщики знают толк в ралли и по достоинству оценивают мастерство лучших гонщиков планеты независимо от их национальной принадлежности — нужно было слышать, какими аплодисментами они встречали проносящийся по трассе автомобиль Криса Мика. Что же касается Себастьяна Ожье, то он смог с облегчением вздохнуть лишь перед заключительным днем ралли: «Самой хорошей новостью перед стартом заключительного дня для нас стало то, что мы хоть на какое-то время избавились от обязанности расчищать дорогу для всех остальных. Мне приходится заниматься этим уже полгода без перерыва, и такое сражение с заведомо более сложными дорожными условиями весьма утомительно в психологическом плане. При этом, если не брать в расчет мою ошибку в первый день ралли, я очень доволен скоростью». На финише ралли Крэг Брин плакал от счастья! Нынешний сезон чемпионата мира преодолел свой экватор, и, несмотря на все перипетии ралли Финляндии, ситуация в раллийном королевстве достаточно спокойная: Себастьян Ожье и Жюльен Инграссия, экипаж действующих чемпионов мира, по-прежнему занимают первую строчку протокола чемпионата мира. Причем лидируют они с большим отрывом от своих коллег по Volkswagen Motorsport Андреаса Миккельсена и Андерса Йегера. А теперь к этой паре подтянулись Яри-Матти Латвала с Микки Антилой, которые после финского этапа занимают третье место в чемпионате. Таким образом, успех новой системы порядка стартов как средства поддержания интриги в чемпионате пока относителен, и Себастьян Ожье по-прежнему является безоговорочным лидером чемпионата, а Volkswagen Motorsport в командном зачете просто вне конкуренции. Так что с теорией относительности не поспоришь. Как и предполагал шеф VW Motorsport Йост Капито, победу одержал Крис Мик… …но лидер чемпионата остался прежний — Себастьян Ожье. И лидирует он с большим преимуществом Вдохновленный успехом на ралли Польши Отт Тянак старался и в Финляндии. Он был быстр, но здесь его преследовали неприятности, а закончилось ралли аварией Кончно же Яри-Матти Латвале хотелось сделать хет-трик, одержав третью подряд победу в Финляндии. Но заняв второе место он поднялся на третью позицию в чемпионате мира Яри-Матти Лптвала и Йост Капито. В конце сезона их пути разойдутся — Йост переходит на работу в «Формулу-1» Тьерри Невилль к 12 очкам за 4-е место добавил еще 3 за победу на Power Stage ПАМЯТИ ХЕНРИ В Финляндии хорошо знают и помнят соотечественников, с блеском выступавших на раллийных трассах. Одним из них является Хенри Тойвонен (кстати, он родом из Ювяскюля), трагически погибший со своим штурманом Серджио Кресто в 1986 году в ходе этапа чемпионата мира на Корсике. Со времени этого трагического события прошло 30 лет, и в память о Хенри Тойвонене его брат Харри вывел на зрительский спецучасток автомобиль Lancia Delta S4, на котором выступал легендарный гонщик. ЯБЛОНЬКИ И ЯБЛОКИ Экипаж Карлос Сайнс — Луис Мойя стал первым из «не скандинавов», победившим на ралли Финляндии. Сегодня дороги этих замечательных спортсменов разошлись, но есть и нечто общее: сына Сайнса зовут Карлос, а Мойи — Луис. Но если Карлос Сайнс-младший стал пилотом «Формулы-1», то спортивные пристрастия Луиса Мойи-младшего иные — он серьезно занимается теннисом и гольфом. Тем не менее сегодня оба Луиса нередко встречаются на этапах чемпионата мира по ралли — старший работает в департаменте коммуникаций Volkswagen Motorsport, а младший в компании Sport Communication. Источник: 5koleso.ru авто спорт
Самые страшныеаварии Формулы-1 Posted on 26.12.2018 Формула-1 – это не только захватывающие баталии на запредельных скоростях и брызги шампанского на подиуме. В истории «Королевских автогонок» было немало трагических моментов Гран-при Монако 1955 г. Альберто Аскари, Lancia Двукратный чемпион мира Альберто Аскари — Read More
1953 Формула-1:чемпионаты которых не было! Posted on 26.12.2018 «5 Колесо» продолжает подводить результаты альтернативных чемпионатов Формулы-1, на основе исторических протоколов. В зачет Чемпионатов Европы идут результаты европейских пилотов в европейских Гран-при, а в зачет Кубка Наций – результаты гонщиков всех стран во всех Read More
Экипировка.Морозостойкая капуста Posted on 26.12.2018 Зима в этом году порадовала морозами. Во всяком случае, меня, ибо у меня на тесте — комплект снегоходной экипировки Ski-Doo. На момент написания этого вводного обзора попробовать экип по его прямому назначению — во время езды на снегоходе — мне еще не удалось, зато успела Read More